Симо Хяюхя (фин. Simo Häyhä, 17 декабря 1905 — 1 апреля 2002) — финский снайпер. Его имя часто упоминают как самого результативного снайпера в мировой истории. По одним источникам он застрелил 542 красноармейца, в соответствии же с Национальной Биографией (фин. Suomen kansallisbiografia) — около 200. По другим источникам на счету Хяюхя — 505 уничтоженных советских бойцов во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Западные корреспонденты, освещавшие события с финской стороны (свыше 300 человек) ввели термин "белая смерть". Так якобы называли Симо Хяюхя красноармейцы. Родился в селении Раутъярви в Выборгской губернии, недалеко от Иматры (сейчас рядом граница с Россией) в семье крестьян. Был седьмым ребёнком из восьми детей. Ходил в народную школу в Миетила и со старшими братьями работал на земле. В семье любили рыбачить и охотиться. Сразу по достижении 17 лет вступил в местный охранный отряд, где тренировался в снайперской стрельбе и удачно показал себя в соревнованиях снайперов среди Выборгского отделения этой организации. В 1925 год начал служить в финской армии в Райвола, во втором велосипедном батальоне. Поступил в школу унтер-офицеров и окончил её унтер-офицером первого велосипедного батальона в Териёках. Образование снайпера Хяюхя получил лишь более чем через 9 лет службы в крепости Утти в Коувола. Во время Советско-финской войны (1939—1940) назначается служить снайпером, где служил постоянно до тяжёлого ранения уже в самом конце войны. Хяюхя служил в том числе в Колла, в 6-й роте 34-го пехотного полка Аарне Йутилайнена, прозванного за службу во французском легионе марокканский ужас. Здесь заметили, что Хяюхя также чрезвычайно умело использует пистолет и автомат.
Достижения снайпера Хяюхя застрелил, будучи снайпером из винтовки около 200 врагов, и ещё какое-то количество из пистолета и автомата. Количество убитых советских солдат бралось в подсчёт со слов самого снайпера и при подтверждении товарищей, считались только убитые наверняка. Не бралось в расчёт, когда по одной цели стреляло несколько снайперов. Хяюхя сделал все убийства лишь за три месяца, вплоть до ранения. По свидетельству Брандберга, в один только день 21 декабря 1939 года Хяюхя застрелил рекордное количество, — 25 советских солдат. За три первых декабрьских дня общий счёт был 51 солдат. Окончательный итог назвать очевидно невозможно, поскольку трупы оставались на советской стороне. Дело запутывается ещё тем, что достижения Хяюхя использовали как оружие пропаганды: пресса создала миф о герое уже в самом начале войны. Хяюхя использовал предназначенное для охранных корпусов снайперское оружие — винтовку M/28-30 шпиц (фин. Pystykorva) (под номером 60974) Предпочитал стрелять с открытого прицела, в отличие от снайперов противника. Таким прицелом было быстрее поймать цель в отличие от оптического прицела, чьи стёкла к тому же легко покрывались инеем зимой. Блеск линз также зачастую выдавал расположение снайпера. Применение оптического прицела вынуждало снайпера держать голову на несколько сантиметров выше, что могло оказаться роковым. Хяюхя также развил снайперскую технику и тактику в подходящих зимних условиях. Он, например, замораживал водой наст, чтобы при выстреле снег не взлетал, держал снег во рту, чтобы пар от его дыхания его не выдал. Толстая одежда выравнивала пульс и дыхание. Пользой для Хяюхя был и его маленький рост - 1 м 52 см. Было легче спрятаться. Самое большое расстояние, с которого Хяюхя достоверно застрелил врага — около 450 метров 6 марта 1940 в Колла Хяюхя был тяжело ранен. Разрывная пуля попала ему в левую половину лица. Нижняя часть его лица была изуродована и челюсть раздроблена. Хяюхя эвакуировали в бесчувственном состоянии в тыл и он очнулся лишь 13 марта 1940 года, в день окончания войны. После ранения Хяюхя в войсках распространилась молва, что он умер от ран. Он лечился в Ювяскюля и в Хельсинки. Ранение требовало после войны длительного ухода и частых операций. Челюсть восстановили взятой из бедра Хяюхи костью. В результате тяжёлой травмы Хяюхя не взяли на службу в войну 1941—1944, несмотря на его ходатайства. Выйдя из больницы, Хяюхя возделывает свою землю у себя на родине. Родная земля остаётся после войны на территории Советского Союза
Хяюхя получил Орден Креста Свободы 1-го и 2-го класса, обычно только офицеры награждались этим орденом 3-го и 4-го класса. В качестве особенного отличия Хяюхя получил 17 февраля 1940 подаренную шведом Евгением Йохансоном снайперскую винтовку Сако (фин. Sako). К тому времени Хяюхя застрелил по недостоверным данным уже 219 красноармейцев. Он и ранее получал подобные подарки, как карманные часы и шерстяные перчатки. Армия организовала широкое освещение в прессе, когда вручали эту винтовку.
Вскоре после войны маршал Маннергейм присвоил капралу-снайперу сразу звание младшего лейтенанта. За финскую историю никто другой не получал такого повышения. Хяюхя был также в списке кавалеров Рыцарского Креста Маннергейма в 1941, но не получил его. За сражение в Колла он получил Крест Колла в серебряном исполнении под номером 4.
После войны Симо Хяюхя работал земледельцем в Руоколахти (Южная Карелия). Он занимался разведением собак и охотой; поохотиться с ним вместе на лося приезжал и президент Урхо Кекконен.
Когда у Хяюхя спросили в 1998 году: как из него вышел такой хороший снайпер, он ответил лаконично, одним словом: «Тренировка». По характеру он был скромным человеком, никогда не возвышал себя и не хвастался своими заслугами. Он очень редко давал интервью и упоминал о сделанном лишь при необходимости.
Хяюхя работал долгое время в составе руководства Братства Битвы при Колла. Последние годы он провёл в Хамине в доме-хосписе для ветеранов. Незадолго до его 96-летия на вопрос журналиста: чувствовал ли он, когда стрелял, угрызения совести, — Хяюхя ответил отрицательно. «Я делал то, что приказывали, и так хорошо, как только мог».
В 2010 году шведская пауэр-метал группа «Sabaton» посвятила Симо Хяюхя песню «Белая Смерть» — «White Death».
Слава о Симо Хяюхя распространялась в рядах финской армии и поднимала боевой дух солдат. Например, Роберт Брантберг описывает случай: на одной позиции появился опытный наводчик, умело корректирующий огонь советской артиллерии. Наблюдатели отметили, что стереотруба появляется всегда в одном месте и в одно время. Когда стало известно о прибытии Симо Хяюхя, настроение заметно улучшилось: "Симо с ним разберётся". В первую вылазку Симо успел выпустить три пули и уничтожил корректировщика. Во второй день он дождался, когда заменивший его человек поднимет стереотрубу и двумя пулями выбил её линзы. Советская артиллерия тут же начала яростный обстрел, но результатом был один раненный в тылу.Советской армией было сделано немало попыток уничтожить Хяюхя. Против него использовали снайперов, минировали возможные позиции на которых мог появиться Хяюхя, устраивали засады, и вызывали огонь артиллерии. Однажды разрывом снаряда с него сорвало маскхалат, но сам он не получил ни царапины.
|